Что ждёт Яндекс после разделения компании?

Яндекс 25 ноября 2022 года объявил о планах разделить активы группы. Некоторые действующие бизнесы и часть перспективных стартапов, созданных внутри компании, будут выделены в самостоятельные международные компании, которыми будет управлять головной офис в Голландии.

Что это значит?

На Яндекс идёт колоссальное давление как со стороны международных инвесторов, так и со стороны ключевого для компании рынка. Напомним, что 87% всех акций Яндекса торгуются на бирже, а остальные 13% принадлежат Аркадию Воложу (8.60%), менеджменту компании (3,70%) и старейшим акционерам, которые ими стали до IPO (0,70%).

Нужно понимать, что Яндекс хочет развиваться на международном рынке, т.к. у компании есть для этого всё, кроме денег: опыт в создании технологических продуктов высочайшего уровня, команда, способная создать революционные технологии.

Благодаря Яндексу и ИТ-индустрии, которая развивалась вместе с компанией, Россия входит в тройку стран, у которых есть так называемый «суверенный интернет». Поясню: только в США, Китае и России есть свои поиск, карты, почта, социальные сети, облачные сервисы, облачная инфраструктура, сервисная оффлайн-инфраструктура (дарк-китчены, дарк-сторы, курьеры, такси и пр.), стриминговые платформы, платёжные сервисы вместе, а не по отдельности.

Именно Россия является ключевым рынком для компании, но в то же время именно работа в России является нейтрализатором попыток международной экспансии Яндекса. Поясню: допустим, Яндекс сможет создать лучшую систему автопилотов для автомобилей (это, между прочим, вполне вероятно), у компании будет ограниченное время для того, чтобы занять лидирующие позиции на этом рынке (до тех пор, пока кто-то не повторит технологию), другие страны и компании будут активно мешать это сделать «чужой» на глобальном ИТ-рынке компании (ни у кого же нет иллюзий на эту тему).

Но если Яндекс станет не российской, а иностранной компанией, то существует вероятность, что её с условиями, но примут в тусовку ИТ-гигантов, где она сможет развивать свои перспективные технологии на глобальном рынке.

Какие перспективы у двух новых Яндексов?

Международный Яндекс

Во-первых, со временем вновь появившаяся компания, головной офис которой находится в Голландии и чьи акции до сих пор числятся, но не торгуются на бирже NASDAQ, будет переименована.

Во-вторых, у компании останутся перспективные направления, часть существующих технологий, но у них не будет главного — доли рынка, какой-либо узнаваемости и денег.

Все эти проблемы решаются за счёт привлечения капитала либо от банков, либо за счёт SPO, либо за счёт увеличения ликвидности на бирже. Если у нового Яндекса получится сделать продукт, при этом у него будут деньги на масштабный маркетинг, в успехе компании можно не сомневаться.

Российский Яндекс

Ключевой бизнес Яндекса в России не пострадает. Останутся все выручкоёмкие направления: реклама, такси, доставка, Маркет, облака, банк и пр. Более того, у Яндекса, вероятнее всего, останутся права на перспективные разработки в области искусственного интеллекта, автопилота, девайсов и пр. При этом Яндекс сохранит за собой бренд.

Доля иностранного бизнеса Яндекса в структуре доходов незначительная. Были (Эстония, Латвия, Франция, Великобритания) и есть разные попытки развивать сервис доставки и такси на международных рынках под брендом Yango.Delivery. Сейчас сервис представлен в Камеруне, Кот-д’Ивуаре, Перу, Сербии, Турции, Чили, Израиле, Мексике, ЮАР и ОАЭ.

Страны, в которых сейчас представлен международный бренд Яндекса — Yango

Поэтому с точки зрения финансовых показателей Яндекс не должен сильно пострадать в результате этого разделения на российскую и международную компанию.

Почему Яндекс падает?

Выручка «Яндекса» по МСФО в 2021 г. выросла на 54% до 356,2 млрд руб., за 9 месяцев 2022 г. составила 356,9 млрд руб., превысив общегодовую выручку за весь предыдущий год. Показатель EBITDA за 9 месяцев 2022 г. составил 46 млрд руб., чистая прибыль — 40,56 млрд руб.

Официальная финансовая отчётность компании

За последнюю неделю Яндекс потерял более 7% от своей рыночной капитализации. Попробуем разобраться, почему это произошло.

Важно отдавать себе отчёт в том, что «падает» Яндекс, который торгуется на Московской бирже (больше он сейчас нигде не торгуется), а сейчас основной объём сделок формируют частные инвесторы (около 80% всех сделок). То есть нет фондов, нет компаний, нет кого-либо ещё из крупных игроков, которые формировали бы какие-либо существенные объёмы сделок на бирже.

Вероятнее всего, инвесторами движет паника и неопределённость. Нельзя назвать решение о разделении активов негативным информационным фоном, т.к. бизнес, который приносит компании прибыль, остаётся в периметре российской компании.

Например:

  • На фоне ухода крупных западных соцсетей из России Яндекс значительно укрепил свои позиции на ключевом рынке поиска и рекламы
  • Из-за ухода стриминговых сервисов Кинопоиск увеличил свою долю
  • В результате обмена активами с VK Яндекс получил Delivery Club и стал недосягаем для конкурентов на рынке доставки еды
  • На фоне отказа иностранных провайдеров от предоставления облачных сервисов, Яндекс.Облако демонстрирует значительный рост

Вопрос остаётся лишь один: станет ли Яндекс на 100% частной компанией и будет ли делистинг акций компании. Вот ключевое на этот счёт заявление пресс-службы компании:

«Яндекс» продолжит развиваться как частная независимая группа компаний, работать на открытом рынке и конкурировать с локальными и глобальными игроками

Пресс-служба Яндекса

Если компания будет проводить делистинг, то сброс акций частными инвесторами понятен, т.к. сейчас нет определённости, по какой стоимости будут выкупаться акции.

Если делистинга не будет, то что достанется российскому, а что достанется международному направлению Яндекса.

Пока вопросов больше, чем ответов. Но чтобы быть в курсе последних новостей, связанных с развитием Яндекса на всех рынках, подписывайтесь на наш телеграм-канал BestStocks — вы сможете узнать об этом первыми.