Рабочая жидкость гидропередачи – жидкость, посредством которой происходит передача крутящего момента или усилия между входным и выходным звеньями гидропередачи. См.также эталонная жидкость гидропередачи
Рабочая смесь – топливно-воздушная смесь, образующаяся в цилиндре двигателя при смешивании горючей смеси с остатками отработавших газов
Рабочее колесо гидродинамической передачи – лопастное колесо
Рабочее тело – жидкая или газообразная среда, используемая в реактивном двигателе или в паровом двигателе, изменением энергетического состояния которой обеспечивается передача энергии
Рабочий объем цилиндров двигателя – главная рабочая характеристика двигателя. Рабочий объем двигателя равен сумме объемов, которые проходят поршни в цилиндрах при движении между верхней (ВМТ) и нижней точками их рабочего хода; обычно он выражается в литрах. Когда-то на больших американских автомобилях устанавливались восьмицилиндровые двигатели (схемы V-8) с рабочим объемом цилиндров от 6 до 7 л; теперь же большинство четырехцилиндровых двигателей имеет рабочий объем от 1,5 до 2,5 л, а шестицилиндровых - от 2,5 до 4,5 л. Рабочий объем двигателей схемы V-8 в настоящее время редко превышает 5 л.
Рабочий тормозной цилиндр – рабочий цилиндр тормозной системы (часть тормозного привода), поршень которого непосредственно толкает тормозные колодки для обеспечения их прижина к тормозному диску или тормозному барабану. См. РТЦ, колесный тормозной цилиндр
Рабочий цикл двигателя – повторяющийся в определенной последовательности процесс в цилиндре ДВС, в результате которого теплота сгорающего топлива превращается в механическую работу двигателя. Рабочий цикл может состоять из тактов
Рабочий цилиндр – исполнительный механизм гидравлической (пневматической) системы, когда передаваемое в цилиндр давление (от главного цилиндра) используется для приведения в движение поршней (поршня), которые в свою очередь механически толкают детали соответствующей системы. См. также РТЦ и РЦС
Рабочий цилиндр сцепления – рабочий цилиндр системы сцепления, обычно (у ВАЗов) толкающий вилку сцепления через выходящий из него шток РЦС
Радиальный тип шины – пневматическая шина с радиальным расположением нитей корда, обладающая большой эластичностью и грузоподъемностью; указывается в обозначении радиуса шины - R. Неравновесная конструкция профиля шины. Изобретатель - фирма Мишлен. См.также диагональная и опоясанная диагональная шина, жесткий брекер Радиальная шина (звездочкой помечен каркас)
Радиатор – устройство обеспечения работы двигателя - системы охлаждения, служащее для снижения температуры охлаждающей жидкости или масла - радиатор охлаждения, или для обогрева - радиатор отопителя (радиатор печки)
Радиатор охлаждения – радиатор охлаждения антифриза двигателя
Радиатор отопителя (печки) – радиатор обогрева салона
Радиолокация – научно-техническая область, связанная с обнаружением и наблюдением различных объектов радиотехническими методами и средствами, осуществляемыми радиолокационными установками. Используется в некоторых системах автоматического вождения автомобиля. См.также эхолокация
Радиус поворота – радиус поворота автомашины по оси следа внешнего (относительно центра поворота) переднего колеса
Радиус шины – элемент маркировки шины, типа R13 - это диаметр колеса (в дюймах), на который шину данного размера нужно устанавливать. Буква R свидетельствует о радиальном типе покрышки
Развал – 1) регулировка развала-сходимости передних колес; 2) угол установки поршней двигателя по отношению друг к другу, например - развал 180 град - оппозитный двигатель 3) угол развала колес - угол между вертикалью и плоскостью установки управляемых колес - угол наклона колеса
Развал-схождение – установка углов наклона (развала) и поворота передних колес (сходимости)
Разводной ключ – 1) рожковый ключ переменного размера; 2) инструмент самообороны
Разгонные свойства – скоростные свойства, определяющие способность ТС быстро увеличивать скорость движения. См.также тяговые свойства
Раздаточная коробка – устройство, обеспечивающее подключение переднего моста у 4х4 - агрегат трансмиссии, предназначенный для распределения крутящего момента между ведущими мостами, тележками, бортами
Разделительная полоса – конструктивно выделенный элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения или остановки безрельсовых транспортных средств и пешеходов (из ПДД)
Раздельный тормозной привод – тормозной привод, обеспечивающий раздельный привод различных тормозных механизмов для повышения безопасности автомобиля при выходе из строя различных частей тормозного привода. В самом простейшем случае раздельный тормозной привод обеспечивается наличием ручного тормоза и более одного тормозного контура
Разрешенная максимальная масса – масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой (из ПДД)
Районная дорога – загородная дорога 4 и 5-ой категории районного значения, обслуживающая связи между районными центрами, колхозами, местными предприятиями, железнодорожными станциями, пристанями
Ралли – вид гонки - наиболее демократичный (доступный простым автолюбителям) вид автоспорта - соревнования на регулярность движения - переезд из пункта А в пункт Б по обговоренной трассе за указанный промежуток времени. Появление спортсмена в конечном пункте раньше или позже регламентированного времени - одинаково плохо и штрафуется. Ралли подразделяют на любительские и спортивные. Последние часто называют «Королевой автоспорта». Существуют также ралли-рейды, марафоны, ралли-кросс, но они представляют из себя смеси указанных разновидностей, а не самостоятельные виды. Обычно ралли проводятся по переменному расписанию, а перед ралли экипажу выдается легенда и маршрутный лист (2). Для большей градации участников в ралли вводятся усложнения: средняя скорость (2), КП, ВКВ, допы. Рама – основная часть конструкции кузова у авто с рамным кузовом, иначе - шасси. Рама может быть: по количеству основных несущих элементов - хребтовая и лонжеронная (лестничная), по типу основных элементов - трубчатая и закрытого профиля. Выделяют также вспомогательную раму и раму с понижением в базе
Рама закрытого профиля – рама автомобиля, имеющая элементы из сварных закрытых коробчатых профилей. См.также трубчатая рама
Рама с понижением в базе – рама автомобиля, имеющая выгибы вверх в передней и задней частях для размещения колес и опущенную среднюю часть между колесами
Рамный кузов, рамная конструкция кузова – тип кузова, в котором основную (несущую) роль играет рама, на которую крепится двигатель, подвеска и другие системы автомобиля. Сам кузов в этом случае также крепится на раму и выполняет задачи обеспечения комфорта пассажиров и придания необходимого внешнего вида машине. Такая схема характерная для грузовых (больших) и спортивных автомобилей, т.к. обеспечивает максимальную жесткость
Ранний апекс – апекс, при котором вход пилота в повором - узкий, со значительным смещением к внешней стороне трассы. См.также поздний апекс
Распределенный впрыск – способ впрыска топлива, при котором в каждом горшке стоит своя форсунка, отвечающая за впрыск в данный горшок (в отличие от моновпрыска)
Распределитель зажигания – основное устройство системы зажигания, управляющее работой катушки зажигания и распределяющее в/в напряжение, получаемое с нее, по свечам. У ВАЗ-классика состоит из корпуса, вала трамблера, пластины трамблера с подшипником, контакта трамблера, конденсатора трамблера, бегунка и крышки трамблера. Вставляется в грибок трамблера, который приводится в действие поросенком. Смотри трамблер, прерыватель-распределитель
Распределительный вал – основная деталь механизма газораспределения, преобразующая вращательное движение вала в поступательное движение коромысел (рокеров) или толкателей клапанов
Распыление – диспергирование жидкостей в газах
Рассеиватель – часть оптического элемента фары (заднего фонаря, повторителя поворота и т.п.) в виде рифленого стекла, рассеивающего пучок света от отражателя и защищающего фару от грязи. См. стекло фары
Растворитель – спец.жидкость для разбавления краски, которая вносится в автоэмаль перед ее нанесением для достижения необходимой консистенции (вязкости), после нанесения краски растворитель испаряется
Расточка – увеличение до следующего ремонтного размера гильз, блока или колена
Расход масла – количество масла (моторного или другого) в литрах, расходуемое на каждые 100 км пробега при эксплуатации ТС
Расход топлива – количество потребляемого машиной бензина - количество топлива в литрах, расходуемое ТС на 100 км пробега. В некоторых странах (США) - в милях на галлон. Расход топлива зависит от многих факторов: состояния дороги, режима движения (город или шоссе), стиля управления и т.д. См. путевой расход топлива. См.также расход: контрольный, нормативный, удельный, часовой; экономичность ТС (1)
Расчетная масса обслуживающего персонала – водитель, кондуктор, гид - 75кг
Расчетная масса пассажиров – для легковой а/м - 80кг (70кг + 10кг багажа); для автобусов - городского - 68кг, пригородного - 71кг (68+3), сельского - 81кг (68+13), международного - 91кг (68+23); для грузового авто - 75кг
Расширитель колесных арок – пластиковая или резиновая конструкция, крепящаяся к крыльям, предназначена для установки более широких колес, либо колес на дисках с большим выносом (меньшим вылетом). См. фендер
Реактивный двигатель – двигатель, использующий для движения реактивную силу вытекающего из него рабочего тела, которая создается непосредственно на корпусе двигателя
Реактор гидротрансформатора – лопастное колесо гидротрансформатора, воспринимающее реактивный момент. См. колесо реактора
Реакция автомобиля – поведение автомобиля при воздействии на его органы управления, например, быстрая реакция - быстрый набор скорости при нажатии на педаль газа
Реакция водителя – реагирование водителя на объекты дороги, которые вынуждают изменять управление автомобилем или на внешние факторы, мешающие водителю управлять автомобилем.
Реборда – выступающая часть канатного шкива, или обода колеса рельсового ТС, препятствующая сходу каната со шкива или колеса с рельса
Реверсируемый гидротрансформатор – гидротрансформатор, который на тяговых режимах работы передает крутящий момент как при нормальном, так и при обратном направлении вращения ведущего вала, причем реверсирование ведущего вала сопровождается реверсированием ведомого. См.также полностью реверсируемый
Реверсирующий гидротрансформатор – гидротрансформатор, позволяющий с помощью систему управления осуществлять реверс ведомого вала без реверса ведущего вала
Револьверная ручка – конструкция рукоятки КПП с углублениями для пальцев, что создает значительные удобства при управлении автомобилем
Регистрация транспортного средства – обязательная процедура постановки транспортного средства на учет в органах ГИБДД с оформлением паспорта ТС и выдачей номерных знаков
Реглоскоп – устройство с собственной оптической системой для регулировки фар
Регулировка зажигания – выставление зазора контакта трамблера, угла опережения зажигания и свечных зазоров
Регулировщик – сотрудник милиции, военной автоинспекции, работник дорожно-эксплуатационной службы, дежурный на ж/д переезде, паромной переправе, дружинник, внештатный сотрудник милиции, имеющие соответствующее удостоверение и экипировку (из ПДД)
Регулируемое наружное зеркало – наружное зеркало, которое поддается регулировки из салона автомобиля. Различают тяговые и тросиковые регулируемые зеркала
Регулируемое сиденье – сиденье, имеющее регулировку подушки в продолном направлении (и по высоте) и спинки по углу наклонаю См.также нерегулируемое сиденье
Регулярность движения (РД) – доп ралли с заданным стартом, средней скоростью (или скоростью в соответствии с дорожными знаками) и не известным финишем
Регулятор напряжения – регулятор, который служит для поддержания постоянного по величине напряжения бортовой сети при различной частоте вращения вала генератора. См. реле напряжения, реле-регулятор. См.также таблетка, шоколадка
Регулятор тормозов – тормозной цилиндр, осуществляющий регулирование тормозного усилия на задние колеса
Регулятор трилля – электромагнитный вибрационный регулятор напряжения
Редуктор – устройство, состоящее из шестерен, обеспечивает изменение частоты вращения, и (или) смещение оси вращения, и (или) направления и плоскости вращения
Редуктор з/м – редуктор - часть трансмиссии, расположенная в з/м и передающая вращательный момент от кардана к полуосям задних колес
Редуктор рулевой – редуктор - рулевой редуктор (вроде одно и тоже, а в некоторых прайсах ищешь на ре…, в других на ру…, а в следующих на уп… (управление рулевое) - запара - в чужих прайсах разбираться….)
Реечный домкрат – домкрат, представляющий собой длинную рейку, по которой движется подъемная площадка со штырем. Типичный представитель этого вида - штатный домкрат 2101. Штырь вставляется в поддомкратник
Резинка щетки стеклоочистителя, резинка стеклоочистителя – резиновая полоска определенной формы и длины - рабочая деталь щетки стеклоочистителя. Выпускается как просто в виде резиновой полосы (тогда перед вставкой резинки в щетку, она предварительно вставляется в металлическую основу), так и в виде резинки, армированной пластмассовой полосой с замком с одной стороны (тогда перед вставкой такой резинки в щетку она просто подрезается по длине и вставляется). Кроме длины (чем длиньше, тем универсальней) резинки отличаются материалами, например графитовая резинка щетки, и профилем, например елочка
Резинометаллический элемент – обрезиненная металлическая втулка, устанавливаемая для присоединения поворачивающейся детали. См.также сайлент-блок
Резонатор – средняя часть глушителя между основной частью и штанами
Рейка – деталь рулевого механизма - длинный стержень с зубцами по одной стороне, на которые передается усилие с перпендикулярно вращающейся шестерни - при вращении шестерни в одну или другую сторону стержень соответственно передвигается в одну или другую сторону. См. рашпиль
Рейлинги – продольные лаги (выступающие поручни) на крыше, служашие для крепления груза или багажника
Рекол – re call, отзыв машин производителем для ремонта выявившегося дефекта
Рекомендации по уходу за VIN – Идентификационный номер не влияет на эксплуатацию автомобиля, а нужен только при купле-продаже и годовом ТО машины. Многие даже и не знают, где он расположен. Однако, чтобы не возникли проблемы, нужно:… <читать СТАТЬЮ>
Рексол – марка отечественного масла
Рекуперация – обратное получение расходуемых веществ или энергии. У троллейбусов при рекуперации электродвигатели работают в генераторном режиме во время торможения, отдавая энергию в питающую сеть. У автомобилей энергия торможения с помощью рекуператора направляется в аккумулятор для последующего использования во время разгона
Релаксация напряжений – происходяшее с течением времени самопроизвольное уменьшение механических напряжений в деформированных телах, не сопровождающееся соответствующей обратной деформацией
Реле-регулятор – реле, служащее для подключения АКБ к нагрузке и для поддержания напряжения в сети в заданных пределах - регулятор напряжения
Ременная передача – передача, состоящая из двух (и более) шкивов (колес) и натянутого между ними замкнутого ремня. См.также клино-ременная передача, зубчатая ременная передача
Ремень безопасности – страховочный ремень, удерживающий на месте водителя или пассажира при резкой (ударной) остановке ТС. Бывают безинерционные (обычные) и инерционные
Ремонтный размер – ремонтный размер поршней, колец и вкладышей, который изменяют при капремонте для того, чтобы убрать износ. Детали растачивают под следующий ремонт. Различают первый ремон, второй и т.д. При этом размер изменяется на установленную величину, например, поршня размером 76,0 (стандарт), ремонт +0,4мм, таким образом первый ремонт - 76,4мм, второй ремонт - 76,8мм и т.д.
Реология – раздел механики, изучающий необратимые деформации и течение вязких и пластичных материалов, а также релаксацию
Репликары – (англ. replicar, replica - копия и car - автомобиль), название автомобилей, внешне представляющих собой копии старинных (например, «Экскалибур-СС», «Лафер-МП», «Фиат-1899» и др.)
Рессора – элемент рессорной подвески - стальная пластина (или набор) соединяющая ось (мост) авто с кузовом. Концы рессоры прикреплены к кузову через подвижное соединение (т.к. при изгибе рессоры меняется ее длина), а к центру прикреплена ось. Изобретены в 1704 г.
Рессорная подвеска – механическая подвеска, упругим элементом которой является листовая рессора
Рефрижератор – (от лат.refrigeratus - охлажденный) - тип грузового авто с холодильником. Или по научному: автомобиль, вагон, судно или иное ТС с холодильной установкой для перевозки продуктов при пониженных температурах, достигаемых искусственным охлаждением
Рихтовать – выравнивать кузовные детали после аварии
Родстер – тип кузова - Roadster - открытый 2-хместный - пассажирский двухместный кузов cо складывающимся мягким тентом.
Ромбический домкрат – рычажный домкрат из четырех рычагов, соединенных в виде ромба. Когда боковые углы ромба сжимаются, ромб удлиняется и поднимает машину
Ротель – тип авто - от английского «гостиница на колесах» - обычно двухэтажный автобус дальнего следования, у которого пассажирское помещение с мягкими сидениями и бытовое отделение расположены на одном этаже, а спальное отделение - на другом
Ротор – 1) (нем. Rotor от лат. roto - вращаюсь) - вращающаяся часть электрических машин (генератор, стартер), обычно расположенная внутри статора, например, в электродвигателях; смотри якорь 2) вращающаямся деталь двигателя внутреннего сгорания, турбины
Роторно-поршневой двигатель – двигатель внутреннего сгорания, в котором расширяющиеся газы воздействуют на вращающийся ротор-поршень - более подробно см. двигатель Ванкеля
Рулевая колонка – кожух, в котором размещается вал рулевого колеса. См. колонка рулевого управления
Рулевое управление (устройство) – устройство, обеспечивающее преобразование поворота руля в поворот колес
Рулевой вал – вал, передающий вращение с руля на рулевой механизм (на его ведущий вал) и позволяющий (у некоторых авто) производить регулировку руля в некоторых пределах (вверх-вниз, влево-вправо, вперед-назад); соответственно, так называемый рулевой вал в сборе, обеспечивающий регулировку, может представлять довольно сложное устройство. См. вал рулевого колеса
Рулевой механизм – основная часть рулевого управления, преобразующее вращение рулевого вала в возвратно-поступательное движение исполнительного части рулевого механизма - сошки рулевого редуктора или рейки рулевой рейки
Рулевой редуктор – рулевой механизм ВАЗ-2101/21 с исполнительной частью в виде сошки
Ручной подсос – подсос с ручным регулированием воздушной заслонкой. Выполняется обычно из салона автомобиля регулировкой подсоса (вытягивание или вдавливание ручки), которая через трос подсоса управляет заслонкой
Ручной тормоз – часть тормозной системы - устройство, которое позволяет вручную (без гидравлики и т.д.) тормозить. См.также рычаг ручного тормоза
Рычаг переключения передач – деталь КПП - рукоятка, которую надо подергать из стороны в сторону, чтобы переключить передачу, не забыв при этом нажать на педаль сцепления
Рычаг подвески – элемент подвески автомобиля - часть направляющего устройства подвески колеса в виде рычага, один конец которого прикреплен к кузову (раме), а второй - к колесу. Обеспечивает вертикальное (вверх-вниз) перемещение колеса, относительно кузова, ограничиваемое пружиной подвески, и передает усилия от колеса на кузов (или раму). Рычаги подвески могут быть: диагональными, поперечными и продольными; стержневыми и треугольными (А-образными)
Рычаг ручного тормоза – орган управления ручным тормозом. У ВАЗов он находится справа от водителя между сиденьями. Дергаем за рычаг - и задние колеса затормаживаются (если у Вас все правильно отрегулировано). Чем сильнее дергаем - тем больше тормозит. Для возврата рычага в исходное положение нажимаем на кнопку, расположенную на нем
Рычажная подвеска – подвеска колеса ТС, направляющее устройство которой состоит из рычагов, обычно одного или двух. Различают диагонально-рычажную, поперечно-рычажную и продольно-рычажную подвески
Рычажно-плунжерный шприц – шприц для пресс-масленок, обеспечивающий выдавливание консистентной смазки за счет давления плунжера, приводимого в движение рычагом
Рычажно-свечная подвеска – рычажно-телескопическая
Рычажно-телескопическая подвеска – подвеска колеса ТС, в которой направляющее устройство состоит из телескопической качающейся стойки (ее функцию может выполнять амортизатор), поперечного рычага и продольного рычага, функцию которого может выполнять конец стабилизатора поперечной устойчивости
Рычажный домкрат – домкрат, использующий для подъема авто систему рычагов. Частный случай такого домкрата - ромбический
Рядный двигатель – поршневой двигатель (1), все цилиндры которого расположены в одной плоскости. Обычная схема двигателей ВАЗ
|