Цапфа – 1) элемент передней подвески колеса, обеспечивающий его поворот - цапфа поворотного кулака 2) опорная часть оси или вала - шейка, шип, палец, часть вала на которую надевается подшипник или которой он лежит на подшипнике
Цапфа поворотного кулака – часть поворотного кулака, размещенная в подшипниках
Центральная стойка – кузовная деталь - стойка (кронштейн) между передней и задней дверями (дверной косяк)
Центральный в/в провод – в/в провод, идущий от центрального контакта крышки трамблера на катушку. С обоих концов на провод одеты колпачки трамблера
Центр инерции – центр, в котором условно сосредоточена масса механической системы. См. центр масс. См.также центр тяжести
Центр масс – центр инерции
Центр тяжести – условная точка, середина сил тяжести. По расположению совпадает с центром инерции.
Цепи – металлические цепи с запорным устройством - одеваются на ведущие колеса для лучшего сцепления с дорогой (повышения проходимости) при езде по бездорожью или в снегопад. Используются самодельные или промышленного производства. См. цепь противоскольжения
Цепная передача – передача, состоящая из двух (и более) звездочек и перекинутой через них бесконечной (или замкнутой) цепи
Цепь – 1) гибкое устройство, которое состоит из связанных между собой шарнирами звеньев - приспособление для передачи крутящего момента с колена на распред и другие механизмы двигателя, например у ВАЗ-2101; 2) антистатик 3) электрическая цепь
Цепь противоскольжения – цепи
Цепная реакция – столкновение нескольких машин, стоящих близко друг от друга, когда удар сзади в одну из них передается по цепочке вперед на несколько автомобилей. См.также собрать автомобили
Цетановое число – (cetane number) - свойство дизтоплива - показатель воспламеняемости дизельного топлива (чем оно больше, тем больше воспламеняемость и меньше ПЗС) и определяется испытанием на моторной установке. Численное значение ЦЧ равно процентному содержанию цетана (ЦЧ=100) в его смеси с альфа-метилнафталином (ЦЧ=0), воспламеняемость которой эквивалентна испытуемому дизтопливу. При ЦЧ менее 40 (большом ПЗС) говорят о жесткой работе дизеля. При ЦЧ выше 55 (малым ПЗС) говорят о мягкой работе дизеля. Цетановое число связано с низкотемпературными характеристиками топлива - чем оно меньше, тем ниже температура застывания. Поэтому летние и зимние дизтоплива имеют разные ЦЧ. У арктического дизтоплива оно находится на грани жесткой работы дизеля. Мягкой работой двигателя жертвуют для обеспечения возможности его пуска, прохождения топлива через фильтры, прокачиваемости по топливной системе и т.д. Для отечественных топлив ЦЧ обычно равно 45. Цетановое число дизтоплива зависит от его химического состава. Легче всего воспламеняются парафиновые углеводороды, ароматические углеводороды более стойки к термическому распаду и самовоспламенению, а нафтеновые углеводороды занимают промежуточное положение. Нормальный запуск и плавная работа дизелей в летний период осуществимы на топливе с цетановым числом 40-45 единиц, а в зимний период - с цетановым числом 50-65 единиц. Во многих случаях вместо цетанового числа, определение которого стоит относительно дорого, используют дизельный индекс (diesel index) и цетановый индекс (cetane index). Последний рассчитывается по плотности и температуре перегонки 50% топлива
Цикл – тактность, рабочий процесс двигателя внутреннего сгорания; различают четырехтактные двигатели и двухтактные, последние чаще используются на мотоциклах. См. рабочий цикл
Цикл Отто – рабочий цикл четырехтактного двигателя внутреннего сгорания с воспламенением сжатой смеси от постороннего источника энергии, цикл бензинового двигателя.
Цикл Эткинсона – цикл (усовершенствованный цикл Отто), позволяющий повысить степень сжатия в двигателе внутреннего сгорания за счет использования большего времени открытия впускного клапана для повышения заряда. Это достигается также использованием турбин с механическим или электрическим приводом. Эту систему усовершенствовал американец Ральф Миллер
Циклон – инерционный фильтр - установка или устройство для очистки воздуха или газа от пыли под действием сил инерции и центробежных сил
Цилиндр гидравлический – общее название устройств гидравлики в виде внутреннего цилиндра, заполненного жидкостью (тормозной) и поршня (поршней), цилиндры используются как для создания давления в системе (за счет движения поршня) - главные цилиндры, так и в виде исполнительных механизмов, когда создаваемое давление в цилиндре используется для приведения в движение поршней - рабочие цилиндры
Цилиндровая мощность – мощность, развиваемая в одном рабочем цилиндре двигателя внутреннего сгорания
Цилиндр поршневой – цилиндр (и поршень со штоком), в котором происходит рабочий процесс поршневого двигателя.
Цилиндр суппорта – РТЦ дискового тормоза, устанавливаемый в суппорт
Цистерна – 1) автоцистерна; 2) (cistern, tank) - железнодорожное ТС для нефтеналивных грузов. Железнодорожные цистерны характеризуются: а) грузоподъемностью - массой груза, допускаемого к перевозке в цистерне; в России применяют цистерны и бункерные полувагоны грузоподъемностью 40, 45.6, 60, 120 тонн; б) массой (порожней) цистерны; в) коэффициентом тары - отношением массы тары к грузоподъемности; г) осностью - количеством колесных осей цистерны; д) нагрузкой на ось, передаваемой осью (колесной парой) на рельсы; е) нагрузкой на 1 м пути. По конструкции цистерны разделяются на цистерны общего и специального назначения. Цистерны специального назначения используются для перевозки сжиженных газов, кислот, вязких и застывающих нефтепродуктов. Вагоны-цистерны для перевозки вязких нефтей и нефтепродуктов выпускаются с пароподогревательной рубашкой
Цоколь – нижняя часть электрической лампочки, резьбовая или штифтовая
Цугарики – ряд подпружиненных стерженьков во вставке замка (французского типа), определяющих форму ключа; при вставлении правильного ключа наружные части цугариков совпадают с поверхностью вставки, и вставка может поворачиваться
|