Дирижер Дмитрий Матвиенко: Чтобы завоевать Россию, сначала нужно завоевать весь мир

ТАСС/Джапаридзе МихаилТАСС/Джапаридзе Михаил

Дирижер Дмитрий
Матвиенко
родился в Минске, за высшим образованием отправился в
Санкт-Петербург, потом в Москву, а карьеру начинал в Перми у Теодора Курентзиса рядовым хористом.
Победа в 2021 году на Конкурсе молодых дирижеров имени Николая Малько в
Копенгагене открыла перед тогда еще 30-летним артистом новые музыкальные
горизонты — бонусом стали выступления в Европе и США, запланированные на
два-три ближайших года. Не потеряет ли российская публика талантливого
дирижера? Дмитрий Матвиенко дал больше интервью ФАН.

На конкурсе имени Малько кроме первой
премии от жюри вы получили также приз зрительских симпатий. Чем вы подкупили
тех и других?

— Я думаю, что жюри и публика выделили меня по
разным причинам. Я стараюсь не заигрывать с публикой, не вносить элемент
шоуменства, где он неуместен. Вообще я считаю, что переизбыток эмоций и форсаж
в жестах — это в определенной степени попытка скрыть свои комплексы, возможно,
неуверенность в коммуникации с музыкантами, а ведь проявлением настоящего
мастерства для дирижера является его полное взаимопонимание с оркестрантами. И
для этого совсем не обязательно давить на музыкантов, подчинять их себе. Должна
быть химия, и тогда публика мгновенно почувствует, что на сцене случился
творческий союз, единение. Так было и в Копенгагене. На конкурсе имени Малько я
получал наслаждение от работы с Симфоническим оркестром Датского
радио. Участникам конкурса очень повезло, что председателем жюри был
великолепный дирижер и художественный руководитель этого оркестра Фабио Луизи. Примерно за год до
конкурса мне выпала честь готовить для него «Альпийскую симфонию» Штрауса с оркестром Датского радио, где
мы и познакомились. Думаю, что уже в тот момент у нас возникла та
самая химия с музыкантами. При этом я могу отметить, что Фабио Луизи довольно
критичен и ему не так-то просто угодить. Он может очень долго работать над
качеством звука, добиваясь кантилены и правильной фразировки.

Дирижируя в
финале Пятую симфонию Чайковского, я
знал, что мое представление этого произведения на данном этапе радикально
отличается от того, что предлагал музыкантам маэстро Луизи. В предыдущем
сезоне оркестр откатал целый тур с этой симфонией. Но я решил рискнуть
(смеется). Представляете степень дерзости — к оркестру выходит молодой парень и
за час практически полностью меняет трактовку Пятой симфонии Чайковского,
которую музыканты уже привыкли играть определенным образом в течение долгого
периода! Мне кажется, что в итоге получилось убедительно, а маэстро Луизи
оказался мудрым человеком и смог оценить наш творческий порыв. Другой бы
дирижер, возможно, наказал за такие вольности.

Что касается публики: из того небольшого списка
моих сильных сторон, которые я мог бы сам в себе выделить, я думаю, что
обладаю неким артистическим обаянием (смеется). Мне кажется, я умею расположить
к себе публику тем, что на сцене держусь естественно, не красуюсь и стараюсь
быть искренним в своем выражении.

Можно ли говорить о том, что после победы
на конкурсе имени Малько вы окончательно поняли, что правильно выбрали
профессию и дирижирование станет делом всей вашей жизни?

 

— Да,
на этом конкурсе я действительно получил ответ на вопрос, а тем ли делом я
занимаюсь. Не буду скрывать, что до этого конкурса у меня был непростой творческий
период, вернее, творчества как такого было мало, как и у большинства музыкантов
в связи с пандемией. В один момент у меня отменились все проекты на трех
работах, и это совпало с уходом в декрет моей жены. Я был вынужден уехать из
Москвы и не было четкого понимания, что вообще делать дальше.

Очень часто
получается, что после окончания консерватории у молодых дирижеров большая
проблема с трудоустройством. Ни театры, ни филармонии не заинтересованы в
нераскрученных именах, а в моем случае я еще и приехал из другой страны. Но не
буду лукавить —
никакой дискриминации я не чувствую. У меня сложились очень хорошие отношения с
многими российскими коллективами.

Тем не менее
работы по специальности для меня в тот период не оказалось. И в какой-то момент
я отчаялся ее найти и даже раздумывал над освоением других профессий, так как у
меня семья (жена — певица Надежда Кучер.
— Прим. ФАН) и ребенок, нужно зарабатывать на жизнь. Вот в таком состоянии я и
подал заявку на конкурс имени Малько и, признаюсь, совершенно неожиданно для
самого себя победил. Я, как и все участники, старался выступить
максимально удачно, но победа действительно открыла двери в новую
профессиональную жизнь.

Конечно, это не
билет в счастливую жизнь в достатке и спокойствии, а только большой аванс,
возможность проявить себя на новом уровне, где по большому счету все только
начинается. И в этом заключается главное отличие наших конкурсов от спортивных
соревнований, где олимпийское золото — это конечная точка развития. Дальше ты
можешь только подтверждать свой статус. Именно поэтому я считаю нашу профессию
одной из самых прекрасных. Развитие никогда не заканчивается.

ТАСС/Джапаридзе МихаилТАСС/Джапаридзе Михаил

У молодого дирижера, прошедшего успешно
конкурсную мясорубку, появился мощный бэкграунд и два пути начала карьеры —
можно поднимать из руин какой-то провинциальный коллектив при господдержке в
надежде потом получить топовый коллектив или быть свободным художником, работая
с разными оркестрами по всему миру. Что интереснее вам?

— Я думаю на данный момент, что нужна некая
золотая середина. Сейчас я не привязан ни к одному коллективу, я фрилансер.
Следующие несколько сезонов выглядят так, что я не буду нигде постоянно
работать. Я буду концертирующим дирижером — приезжаю на 4-6 дней, делаю программу
и концерт-два и уезжаю в другое место. В такой модели есть как плюсы, так
и минусы. С одной стороны, ты делаешь одноразовый продукт в сжатые сроки и не
можешь по определению достичь оптимальных кондиций в эти несколько дней
репетиций. Очень обидно. Прошло всего полгода с начала моих гастрольных туров,
а я все чаще думаю о том, что нуждаюсь в собственном коллективе, с которым
можно добиваться иного качества и выходить на новый уровень коммуникации.

Несколько лет я работал в ансамбле современной
музыки N’Caged, мы исполняли произведения новых российских
композиторов. Это всегда была тончайшая проработка музыкальной ткани, работа
над полутонами, поиск новых смыслов и нового звучания, часто это напоминало
лабораторию, где у тебя нет ограничений — чистое творчество. Часто композиторы
писали специально для нас, что еще больше расширяло палитру возможностей, так
как ты входил в непосредственный контакт с создателем произведения и мог
предлагать свое. Иногда это больше чем концерт или спектакль, это почти
интимные отношения. Мне ужасно не хватает таких взаимоотношений, когда я
приезжаю на короткий период к незнакомому или малознакомому
коллективу.

Вы с Теодором Курентзисом
не общаетесь сейчас? Ведь вы работали с ним в Пермском оперном театре несколько
лет назад?

— Я виделся с Курентзисом год назад, когда
приходил к нему на репетиции в питерском Доме радио — новой резиденции
коллективов Теодора. Что интересно, во время общения он, как и вы, затронул
тему, где начинать работать молодому дирижеру — выступать с разными
коллективами или создавать свой. Теодор спрашивал, а зачем мне вообще этот конкурс
имени Малько. Он рассуждал: ты хочешь после этого ездить по разным городам и
дрейфовать, выступая с разными оркестрами, пусть замечательными, но чужими? Он
считает, что это слишком легкий путь, что нужно брать провинциальный оркестр,
например, в том же оперном театре в Минске, и делать из него «Ковент-Гарден». По
его мнению, вот тогда есть смысл становиться дирижером. Но Курентзис уникален
во всех смыслах, он — скорее исключение из правил, повторить его
профессиональный путь сложно. К слову, Курензис не участвовал ни в одном
международном музыкальном конкурсе для дирижеров. Тем не менее Теодор подсказал, несколько очень важных вещей перед поездкой на конкурс в Копенгаген, я ему
благодарен.

Неужели вам после грандиозной победы на
престижнейшем конкурсе имени Малько не поступало предложений о работе с
российским оркестром?

— Честно скажу, уже было несколько предложений.
Я пока не буду называть эти коллективы, так как сейчас обдумываю все варианты и
нахожусь на стадии переговоров. Сейчас идет целая череда новых назначений
в музыкальных и театральных учреждениях по всей стране и очевидно, что меняются
векторы и направления. Пока не очень понятно, к чему это все приведет, но
очевидно, что музыкальный мир серьезно меняется и мы становимся свидетелями
этого процесса.

Что касается моего пути, то после
конкурса я начал работать с новым агентом Элизой Патриа и с уверенностью могу сказать, что это моя главная награда. У
меня появилась возможность начать карьеру на Западе. Наша профессия
заметно помолодела за последние десятилетия, я бы даже сказал, что есть мода на
молодых дирижеров и я еще пока успеваю.

При этом мне хочется работать и в России, я
очень люблю наших музыкантов. Несмотря на
победу в конкурсе, здесь меня до сих пор считают начинающим дирижером, это
отношение не поменяется, пока не будет серьезного резонанса в мире. Так уж
повелось, что большинство наших дирижеров в начале делали себе карьеру на Западе,
а уже потом получали признание на родине, поэтому сейчас первостепенная задача — закрепить свои позиции в Европе и Америке, возможно,
найти новое место для жизни и долговременное сотрудничество с оркестром или
театром. Проще говоря, чтобы завоевать Россию, сначала нужно завоевать весь
мир.
 

Какие ваши дальнейшие планы?


— Буквально на первой же встрече с Элизой вторым
предложением после: «Здравствуйте, очень рад» — я сразу же обозначил свою позицию, что не хочу следовать сложившемуся
стереотипу и всю жизнь дирижировать на Западе исключительно русскую музыку как
представитель русской музыкальной школы. Не хочу быть в некотором смысле «балалайкой»,
а хочу максимально расширить репертуар в ближайшие пять-десять лет и
дирижировать сочинениями немецких, итальянских, австрийских, французских и так
далее композиторов. Мы очень тщательно и скрупулезно подбираем программы.
В апреле я впервые буду дирижировать Бергенским симфоническим оркестром, где в программе
будет Бах, Мендельсон, Вален и Брамс.

Российская публика вас не потеряет из-за
плотного графика выступлений в Европе?

— Я очень надеюсь, что не
потеряет. Концерты в России — очень
важная часть моей жизни. Если в календаре стоят концерты, скажем, с ГАСО им.
Светланова или Национальным филармоническим оркестром России, то я никогда их
не отменю из-за экстренно возникшего предложения из Европы. Например, внезапная
замена заболевшего именитого дирижера, даже если срочный вызов за границу даст
больший толчок в развитии карьеры, я скажу агенту: «Извини, это не обсуждается».

ТАСС/Джапаридзе МихаилТАСС/Джапаридзе Михаил

Кстати, ГАСО им. Светланова предстоит
дирижировать участникам первого международного конкурса имени Рахманинова,
который пройдет летом в Москве. Что скажите про этот конкурс?

— Я считаю, что этот конкурс уже давным-давно
нужно было организовать. Его явно не хватало. Сейчас есть только
Всероссийский конкурс по специальности «Оперно-симфоническое дирижирование»,
который возглавляет Юрий Иванович
Симонов
. Но, например, я, уроженец Белоруссии, не мог в нем участвовать. А
это на данный момент единственный серьезный дирижерский конкурс в России. Был
еще конкурс имени Прокофьева, он проводился в Санкт-Петербурге, в нем, кстати,
участвовал вышеупомянутый Курентзис, но потом этого конкурса не стало. Поэтому
замечательно, что в России появился международный конкурс имени Рахманинова,
где кроме пианистов и композиторов будут состязаться и дирижеры. Состав жюри
впечатляет именами — это Гергиев, Федосеев, Полянский. Очень серьезная программа — концерты и симфонии
Рахманинова. Очень хорошие премии. Конкурс с приставкой «супер»! Я бы
обязательно подал заявку на участие в нем, если бы не победил в Копенгагене
(смеется).

Досье

Родился в 1990 в Минске. Обучался как хормейстер
в Республиканском музыкальном колледже при Белорусской государственной академии
музыки, затем в Санкт-Петербургской консерватории и в Московской консерватории,
которую окончил в 2017 по специальности «Оперно-симфоническое дирижирование».

Победитель Международного конкурса
молодых дирижеров им. Витолса в Риге (2014). В 2020 году был удостоен приза
критики и специального приза (от президента фонда Театра Кочча в Новаре Фабио Рованелли и директора Коринны Барони) на возрожденном спустя
40 лет Международном конкурсе имени Гвидо Кантелли в Новаре (Италия). В 2021
году стал победителем Международного конкурса молодых дирижеров имени Николая
Малько в Копенгагене (I премия и приз зрительских симпатий).

Работал с хором musicAeterna Пермского
театра оперы и балета имени П. И. Чайковского (2012–2013). В 2017–2021 —
участник дирижерско-стажерской группы Национального филармонического оркестра
России.

Ассистировал Владимиру Юровскому на репетициях спектакля «Влюбленный дьявол» в
Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко и в
Баварской государственной опере на постановке оперы «Нос» Д. Д. Шостаковича. В
театре Новая Опера Дмитрий Матвиенко выступает в постановке оперы «Мертвый
город» Э. В. Корнгольда.

В числе ангажементов сезона 2021/22 — дебюты
дирижера с оркестром Театра Карло Феличе в Генуе, Филармоническим оркестром
Монте-Карло, оркестром Театро Комунале в Болонье, оркестром Королевского
театра в Турине, Бергенским филармоническим оркестром, ГСО Республики
Татарстан, Симфоническим оркестром Аделаиды, Симфоническим оркестром Южной
Ютландии и другими коллективами.